Оглушительный гудок паровоза. Его было слышно далеко с железнодорожного вокзала. Сегодня в Астрахань прибыл ретропаровоз советских годов серии ЭР. Вы наверняка его видели в военной хронике и на фотографиях. Техника, говорят, надежная даже по сравнению с современными локомотивами.
«Все гениально и просто. Машина была изобретена в 1912 году, и по 57 год она производилась. Очень была надёжная и простая в эксплуатации», − отметил машинист паровоза Данила Дементьев.
Позади паровоза расположились платформы с техникой военных лет. Это БМ-13 или” Катюша”. А вот возле танка Т-34 фотографируются дети и подростки. Это ещё и гаубица. Есть и более лёгкое вооружение.
Это бронеавтомобиль БА-64Б, класс лёгкой техники. Масса в боевом положении достигала более 2-х тонн, оснащён пулеметом. Его использовали как разведки, десантирования, так и для поддержки пехоты. Всего с 42 по 46 годы было выпущено более 9 тысяч подобных автомобилей различных модификаций.
Военную технику предоставил музей-заповедник Сталинградской битвы. Вместе с Приволжской железной дорогой с 18 года они реализуют совместный проект "Воинский эшелон". Ретропоезд делает остановки на станциях приволжской магистрали. Показывают технику, рассказывают о подвигах железнодорожников в годы Великой отечественной войны.
«Вклад железнодорожников – это, прежде всего, эвакуационные и мобилизационные перевозки, воинские перевозки. В этих целях реализовывалось строительство новых железнодорожных путей, таких как “Сталинград – Владимировка”, “Волжская рокада – Сталинград”», − рассказывает начальник ретропоезда "Воинский эшелон" Владимир Бударин.
Не только сфотографироваться, а ещё прикоснуться к военной технике, побывать в вагоне-теплушке, подержать в руках оружие военных лет. “Воинский эшелон” − это живая история.
«С двумя детьми пришли, потому что хотим показать им всё. Здесь не всё можно увидеть, а тут такой грандиозный проект. Это очень интересно даже взрослым. Больше сами, честно говоря, сюда бежали, торопились», − делится Галина Шишкина.
На перроне прозвучал праздничный концерт, исполняли песни военных лет. Среди гостей − ветераны-железнодорожники. Проект оценили губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, а также первые лица региона.
«Сегодня героические страницы прошлого оживают с прибытием “Военного эшелона”. Я хочу поблагодарить всех, кто сохраняет эту историческую память. И кто дал нам возможность так трогательно вспомнить события тех лет», − сказал Игорь Бабушкин.
«Вот этот гудок, который сегодня прозвучал – он, как салют Победы. Когда-то 76 лет назад именно железнодорожники встречали наших героев», − подчёркивает депутат Государственной Думы РФ Леонид Огуль.
С железной дорогой у астраханских участников Великой Отечественной войны связано много событий. Этими путями они отправлялись на фронт и возвращались с Победой. Эти локомотивы тащили вагоны с фрагментами немецкой ракеты ФАУ-2, добытой нашим легендарным смершевцем Виктором Подгорновым. История жива. А ретропоезд продолжит свой путь до 24 мая. Он посетит оставшиеся станции на Приволжской железной дороге.